Тел: +7 (495) 208-17-13, 8 (916) 520-45-91, 8 (903) 617-93-05

Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков - КПК


16 июня 2021

Банк России разместил Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков за I квартал 2021 года.

Деятельность кредитных потребительских кооперативов

Банк России разработал проект указания, устанавливающий порядок, форму и сроки передачи в Банк России сведений, содержащихся в реестре членов КПК (проект указания Банка России «О порядке, форме и сроках передачи в Банк России сведений, содержащихся в реестре членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков)» (по состоянию на 05.02.2021). Проект указания подготовлен на основании части 4 статьи 12 Закона о кредитной кооперации. Его издание позволит иметь в Банке России резервную копию реестра членов на случай недобросовестных действий руководства КПК, что позволит быстрее формировать реестр кредиторов.

Кроме того, в отдельных случаях сопоставление данных реестра позволит контролировать данные о числе членов КПК и применять в отношении КПК пропорциональные требования, установленные в зависимости от числа членов КПК.

Банк России принял указание в связи с внесением изменений в пункт 2 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации в части установления возможности объединения членов КПК на основании социального принципа (дополнительно к территориальному и профессиональному принципам объединения) (Указание Банка России от 31.03.2021 №5764-У «О внесении изменения в пункт 3.2 Указания Банка России от 30 мая 2016 года №4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций»).

Указание исключает положения о принципах членства КПК из числа обязательных элементов содержания базового стандарта корпоративного управления КПК.

Кроме того, указание устанавливает новые требования к содержанию базового стандарта корпоративного управления КПК. В частности, базовый стандарт корпоративного управления КПК должен содержать в том числе:

– положения, устанавливающие порядок подтверждения соответствия лица, подавшего заявление на вступление в члены КПК, территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам объединения;

– положения, определяющие порядок проверки КПК соответствия своих членов территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам объединения;

– положения, определяющие порядок проверки КПК соблюдения требований к числу членов КПК (пайщиков), не соответствующих принципу объединения членов КПК (пайщиков) и (или) утративших соответствие таким принципам объединения, установленных частью 3.2 статьи 3 Закона о кредитной кооперации.

Указание вступает в силу 25.05.2021.

Банк России разработал проект указания, предусматривающий особенности раскрытия КПК, число членов которых превышает 3000 физических и (или) юридических лиц, информации и документов на сайте в сети Интернет (проект указания Банка России «Об установлении перечня, порядка и сроков раскрытия кредитными потребительскими кооперативами, число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, информации и документов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (по состоянию на 31.03.2021).

На основании статьи 6.1 Закона о кредитной кооперации проектом указания устанавливаются перечень, порядок и сроки раскрытия информации и документов, подлежащих раскрытию КПК, число членов которых превышает 3000 физических и (или) юридических лиц на сайте в сети Интернет. В частности, по смыслу проекта указания такие КПК обязаны размещать информацию о КПК и органах, осуществляющих полномочия по контролю и надзору за их деятельностью, персональный состав органов КПК, информацию и документы о порядке осуществления деятельности КПК, базовые стандарты, утвержденные Банком России, информацию и документы о результатах деятельности КПК и другое.

Наличие у Банка России контрольно-надзорных полномочий в отношении КПК не является основанием для привлечения Банка России к ответственности за убытки, причиненные КПК (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.01.2021 № Ф03-5695/2020 по делу № А73-568/2018).

В рамках дела о банкротстве КПК конкурсный управляющий (далее – КУ) обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков с Банка России. В обоснование своего требования КУ указал, что незаконное бездействие Банка России как лица, имеющего возможность определять действия КПК (статья 61.20 Закона о банкротстве), выразившееся в ненадлежащем контроле и надзоре за кооперативом, а также СРО, членом которой являлся должник, повлекли возможность вывода органами управления должника денежных средств путем предоставления ничем не обеспеченных займов юридическим лицам и, как следствие, причинили убытки должнику и его кредиторам.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований КУ отказали, суд кассационной инстанции поддержал выводы нижестоящих судов, ссылаясь на следующее.

В соответствии со статьей 76.1 Закона о Банке России Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за НФО, в том числе КПК, и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность НФО, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В силу частей 1 и 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России; Банк России в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований указанного закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законом, а также дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения.

Между тем в соответствии со статьей 79 Закона о Банке России Банк России не отвечает по обязательствам КО и НФО, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Следовательно, Банк России осуществлял контроль и надзор, не вмешиваясь в оперативную деятельность КПК, при этом ответственность последнего по своим долгам в связи с признанием его банкротом предусмотрена действующим законодательством, которым не установлена дополнительная ответственность Банка России как органа контроля и надзора в сфере кредитной кооперации в случае признания банкротом кооператива, являющегося самостоятельным юридическим лицом.