Обзор XV Национальной конференции по микрофинансированию - проверки МФО, КПК и ломбардов органами власти и Банком России


22 ноября 2016

В рамках XV Национальной конференции по микрофинансированию прошла дискуссионная сессия "Проверки МФО, КПК и ломбардов органами власти и Банком России. Полномочия, ограничения, процедуры, результаты".

На сессии выступил г-н Давыдов А.А. - начальник отдела Межрегиональной инспекции Банка России по СЗФО.

Контроль за деятельностью некредитных финансовых организаций предусмотрен Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных видов некредитных финансовых организаций.

Кроме того, Инструкция Банка России от 01.09.2014 №156-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций" устанавливает порядок организации инспекционной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в части 1 статьи 76.1 Федерального закона №86-ФЗ (за исключением деятельности бюро кредитных историй), и саморегулируемых организаций указанных некредитных финансовых организаций.

Сам порядок организации выездных проверок деятельности некредитных финансовых организаций предусмотрен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 №151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".

Инструкцией предусмотрен:

  • общий порядок проведения проверок. Следует обратить внимание на то, что пока периодичность проведения проверок МФО и КПК не установлена. Но, по выступлению г-на Козлова И.В. - заместителя руководителя Главной инспекции Банка России, следующий, 2017 год, ознаменуется увеличением количества проверок деятельности некредитных финансовых организаций. Кроме того, усилятся требования и к СРО по организации ими в отношении своих членов контрольных функций;

  • права, обязанности и ответственность уполномоченных представителей Банка России;

  • права, обязанности и ответственность поднадзорной организации;

  • порядок подготовки к проведению проверок;

  • порядок проведения выездной проверки;

  • порядок оформления акта о противодействии проведению проверки;

  • требования к оформлению результатов проверки;

  • порядок ознакомления поднадзорной организации с актом проверки.

Банк России проводит проверки МФО и ломбардов по всем вопросам их деятельности; по КПК - только, если число членов более 3 000 членов, КПК второго уровня, и по вопросам ПОД/ФТ. Проверки КПК с количеством членов до 3 000 проводятся СРО. Банк России может проверить малые КПК только в рамках проверки СРО КПК.

Поэтому очень важно СРО усилить свою работу по организации контрольных функций.

Типичные нарушения, выявляемые при проведении контактного надзора Банком России:

  • МФО: нарушения правил предоставления займов, предоставление в Банк России недостоверной отчетности, нарушения порядка создания резервов на возможные потери по займам и т.д.;

  • Ломбарды: нет аудиторского отчета;

  • КПК: нарушения федерального закона №190-ФЗ, не аудиторского отчета.

В выступлении г-на Арутюняна Э.А. - директора СРО «МиР» - кроме вышеперечисленного, было отмечено, что СРО также проверяет соблюдение базовых стандартов регулирования, утвержденные СРО и доведенные до сведения и выполнения своим членам. Кроме того, анализируется работа микрофинансовых организаций с обращениями физических и юридических лиц.

И еще один важный момент был затронут на дискуссии: о порядке представления документов по запросам проверяющих. Если было запрошено большое количество документов и организация не успевает к назначенному времени собрать весь пакет документов, то следует во-первых - при получении запроса оценить свои силы и сразу же написать просьбу на имя руководителя проверки о продлении срока представления документов с указанием причины. Во-вторых, обязательно к назначенному срок представить собранный комплект документов (пусть и неполный), чтобы у проверяющих был фронт работы. В любом случае надо плотно взаимодействовать с проверяющими. Этим самым финансовая организация избежит и акта о противодействии проведению проверки, и продления проверки в связи с неполным изучением представленных материалов.

Резюме: несмотря на то, что пока не установлена периодичность проверок, каждая некредитная финансовая организация пройдет через процедуру проверки - или Банка России, или СРО. Безусловно, проверки Банка России более строгие и более пристрастные. Поэтому, чтобы не навредить своим членам, СРО должны организовать проверки своих членов на качественном уровне.

К проверкам надо подходить ответственно - рекомендуется разработать и утвердить внутренний документ по организации взаимодействия с проверяющими.

Чтобы проверки проходили в штатном режиме - в некредитной организации должны быть разработаны все необходимые внутренние документы, организована работа согласно нормативным документам.

Удачи в прохождении проверок. Если нужна помощь - мы готовы Вам ее оказать.

С ув.Генеральный директор ООО "БизнесНаставник" - Найля Липатова.