Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков - микрофинансовые организации


29 октября 2021

Банк России выпустил Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков за III квартал 2021 года.

1.3.7. Деятельность микрофинансовых организаций

Банк России уточнил меры, применяемые СРО в сфере финансового рынка за несоблюдение МКК требований профильного закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (Указание Банка России от 09.09.2021 № 5916-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 03.05.2018 № 4788-У «О требованиях к мерам, применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка за несоблюдение микрокредитными компаниями Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России и установленным внутренним стандартом саморегулируемой организации»).

Требования к мерам установлены в отношении МКК, за исключением МКК, размер активов которых и (или) сумма задолженности по договорам займа перед которыми превышают определенное нормативным актом Банка России значение (100 млн рублей).

Указание вступает в силу 05.11.2021.

Банк России планирует продлить действие особого порядка расчета МКК и МФК показателя долговой нагрузки при предоставлении определенной категории потребительских займов (проект указания Банка России «О внесении изменений в пункт 12 Указания Банка России от 2 апреля 2019 года № 5115-У «Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций», проект указания Банка России «О внесении изменений в пункт 7 Указания Банка России от 2 апреля 2017 года № 5114-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов»).

Согласно пункту 12 Указания Банка России от 02.04.2019 № 5115-У4 и пункту 7 Указания Банка России от 02.04.2017 № 5114-У5, при предоставлении потребительских займов в размере до 50 тыс. рублей или потребительских займов на цели приобретения автотранспортного средства, исполнение обязательств заемщика по которым обеспечено залогом приобретаемого автотранспортного средства, в расчет показателя долговой нагрузки включается величина дохода, указанная в заявлении заемщика, и скорректированная с использованием внутренних моделей МФО.

Банк России предлагает продлить действие указанного особого порядка расчета показателя долговой нагрузки по 30.06.2023.

Федеральная налоговая служба разъяснила вопросы, связанные с применением МФО контрольно-кассовой техники (Письмо Федеральной налоговой службы от 06.07.2021 № АБ-4-20/9503@).

Согласно статье 1.1. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», расчеты представляют собой прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. В данном случае погашение займов является исполнением обязательства по оплате покупателем ранее предоставленных товаров, работ, услуг, в связи с чем требует применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).

Вместе с тем предоставление микрозаймов МФО является не расчетами, а самостоятельным видом деятельности и не требует применения ККТ. Однако по мнению Федеральной налоговой службы, внесение клиентом МФО денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения ККТ.

Обращаем внимание, что ранее Минфин России также дал разъяснение по данному вопросу и указал, что при предоставлении МФО услуг, не связанных с микрофинансированием, осуществление расчетов за данные услуги должно осуществляться с использованием ККТ (Письмо Минфина России от 26.02.2021 № 30-01-15/13398 «О применении контрольно-кассовой техники»).

Банк России обратил внимание на недопустимость утечки персональных данных клиентов МФО (Письмо Банка России от 08.07.2021 № 44-3-3/2427 «О доведении информации до сведения членов саморегулируемой организации»).

Согласно имеющейся у Банка России информации, существенная часть МФО производит передачу части своих функций внешним исполнителям. С целью недопущения нарушений в сфере защиты персональных данных Банк России полагает необходимым:

‒ усилить контроль за материалами, содержащими данные клиентов МФО, в случае передачи ряда функций на аутсорсинг;

‒ не допускать возникновения ситуаций, при которых персональные данные клиентов МФО попадали третьим лицам без получения соответствующего согласия со стороны субъектов персональных данных.

Банк России дал разъяснения по отдельным вопросам заполнения отчетности МКК (Письмо Банка России от 05.07.2021 № 46-6-1-2/770 «Об отдельных вопросах, связанных с заполнением формы 0420846 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании»).

В связи с обращениями участников рынка по вопросам заполнения формы 0420846 Банк России дал пояснения по ряду вопросов. Например, в пункте 5 данного Письма разъяснено, какими указаниями Банка России следует руководствоваться при расчете норматива достаточности собственных средств МКК при заполнении разных строк отчетности.